Письмо Минпросвещения России от 27.08.2021 Об организации ООО обучающихся с ОВЗ в 2021-2022 уч.году.
Мобильные приложения для детей с аутизмом
Типы приложений для детей с РАС
-
Для обучения и развития
Это программы, которые знакомят ребенка с окружающим миром и помогают осваивать тот или иной материал: например, буквы и цифры. По словам Игоря Шпицберга, ребенку с аутизмом подойдут те же самые программы, что и для всех остальных детей. Нужно только иметь в виду некоторые нюансы.
«Для ребенка с аутизмом картинка объекта и его фотография — не одно и то же. Например, когда он смотрит на фотографию яблока, он видит яблоко, когда он смотрит на картинку, где это яблоко нарисовано — для него это уже что-то другое. Поэтому при выборе приложения надо смотреть на качество изображений. Лучше, если это будут четкие снимки на белом фоне. Любые посторонние предметы могут дезориентировать. У детей с аутизмом есть проблема выделения основного объекта из фона», — поясняет эксперт.
Таких приложений много. Например, «1500 карточек Домана для детей» (бесплатно, на русском языке, доступно на всех платформах), «Детские озвученные карточки» (на русском языке, частично бесплатное, есть встроенные покупки).
-
Адаптирующие
Это приложения, которые ориентированы на воспроизведение реальных жизненных ситуаций и помогают ребенку с аутизмом адаптироваться в социуме.
«Есть такое понятие, как социальная история: когда моделируется ситуация и предъявляется ребенку. Например, ему предстоит идти в детский сад. Для этого создается последовательность фотографий этого детского сада: вот здание, вот вход, вот так выглядит раздевалка и группа. Все это показывают ребенку, чтобы он был готов, знал, куда он пойдет и что там с ним будет происходить», — рассказывает Игорь Шпицберг.
Также приложение может использоваться для визуализации распорядка дня. Оно будет помогать ребенку понять последовательность действий.
Например: Social Story Creator (платное, англоязычное).
3. Коммуникационные
Это приложения для общения, которые, в свою очередь, можно разделить еще на три категории, в зависимости от способности к коммуникации.
Невербальные
Адресованы детям, которые не говорят. По сути, это синтезаторы речи: ребенок набирает текст, и приложение произносит слова за него. Используя такие приложения, многие дети с аутизмом успешно учатся в школе и продолжают обучение в вузах. Синтезаторы речи можно использовать не только при аутизме — они пригодятся и людям с ДЦП, после инсульта, всем, у кого нарушена речь.
Простые символы
Тип приложений для тех, кому сложно набирать слова. В этом случае они могут общаться при помощи простых символов. Вместо слов используются цифровые карточки: условные, схематичные изображения предметов и действий. Но такие приложения доступны не всем, а только тем, кто понимает такие символы.
Картинки и фотографии
Коммуникация осуществляется при помощи картинок и фотографий. Здесь уже нет символов и условных изображений: все предельно конкретно. Часто у таких приложений есть возможность загружать свои фотографии, тогда предметы и действия утрачивают всякую абстрактность. Для детей с особенностями развития это очень важно.
«Все, что реализовано в подобных приложениях, существовало и раньше, только в виде карточек на физических носителях. Пример тому — карточки PECS. Правда, это было не очень удобно: приходилось повсюду с собой носить эти довольно объемные наборы. Сейчас все эти карточки перекочевали в приложения, что значительно облегчило жизнь. Программы для коммуникации призваны не только помочь неговорящему ребенку общаться. Средства альтернативной вспомогательной коммуникации позволяют впоследствии научить его говорить», — пояснил Игорь Шпицберг.
Например: Proloquo2Go (англоязычное, платное), Tobii Dynavox Compass Connect (англоязычное, платное).
Проверенные приложения для детей с РАС на русском языке
Бесплатные приложения на русском языке для детей с аутизмом, которые рекомендует Игорь Шпицберг:
Собственная разработка центра «Наш солнечный мир». Приложение впервые было представлено в 2012 году, а в 2020-м выпущена его обновленная версия.
Подходит как для обучения, так и для коммуникации. Содержит более 150 карточек, по которым ребенок учится различать предметы. Есть возможность добавлять и озвучивать свои карточки. При создании учитывался многолетний опыт педагогов центра в сфере реабилитации и адаптации людей с РАС. Приложение бесплатное, доступно для скачивания на всех платформах.
По сути, это цифровая версия карточек PECS — коммуникационной системы обмена изображениями, которая была разработана в 1985 году группой американских ученых. Приложение позволяет составлять сообщения из этих карточек. Ребенок может выбирать желаемые предметы, оставлять сообщения и предложения-просьбы. Позволяет обучать с нуля ребенка с любым уровнем развития. Приложение доступно для Android.
Приложение для обучения детей с аутизмом. В основе — тоже карточки, но есть встроенные уроки и упражнения, которые позволяют сделать процесс упорядоченным. Это приложение будет полезно, в первую очередь, для педагогов.
Ресурс имеет собственную систему сбора и анализа данных: по итогам работы составляет диаграммы и графики, поддерживает одновременно несколько профилей учеников. Можно загружать свои карточки и на их основе разрабатывать собственные упражнения и уроки. Приложение обновляется и дорабатывается, пока там нет голосового озвучания. Доступно на всех платформах.